Константин Батюшков.

Константин Батюшков

Батюшков


                       Константин Николаевич БАТЮШКОВ

     Знаменитый русский поэт, предшественник Пушкина, родился 18 мая 1787 г.
в  Вологде.  Происходил  из  древнего дворянского рода, который с давних пор
владел  селом  Даниловским,  где  Константин  Николаевич  провел годы своего
детства.  Семи  лет  от  роду  он  потерял  мать,  которая страдала душевною
болезнью,  по  наследству перешедшей к Константину Николаевичу и его старшей
сестре  Александре.  В  1797  г.  его отдали в петербургской пансион Жакино,
откуда  в 1801 году он перешел в пансион Триполи. На шестнадцатом году жизни
Батюшков  оставил  пансион  и занялся усердно чтением всякого рода русских и
французских книг. В это же время он близко сошелся со своим дядей, известным
Михаилом  Никитичем  Муравьевым.  Под  его  влиянием  Константин  Николаевич
занялся  изучением литературы древнего классического Мира и стал поклонником
Тибулла  и  Горация, которым он подражал в первых своих произведениях. Кроме
того,  под влиянием Муравьева, Батюшков выработал в себе тонкий литературный
вкус  и  аскетическое  чутье.  Познакомился также Батюшков с представителями
тогдашнего  литературного Mиpa в Петербурге. Особенно близко сошелся он с Г.
Р.  Державиным, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, А. Н. Олениным, графом А. С.
Строгоновым,   И.   М.   Муравьевым-Апостолом,   П.   А.  Ниловой  и  А.  П.
Квашниной-Самариной.   Поступив   в   департамент   министерства   народного
просвещения,  Батюшков  сблизился с некоторыми из своих сослуживцев, которые
примыкали к карамзинскому направлению и основали "Вольное общество любителей
словесности".  Тогда же он особенно близко подружился с И. П. Пниным и Н. И.
Гнедичем.
     В  1807  году  Батюшков  вступил  в милицию и принял участие в прусском
походе.  В  битве  под  Гейдсбергом  он  был  ранен и должен был отправиться
лечиться  в Ригу. Во время этого похода Батюшков особенно тесно подружился с
офицером  Петиным,  впоследствии  убитым  под Лейпцигом, а в Риге влюбился в
девицу  Мигель  -  дочь хозяина того дома, где его поместили для лечения. Но
ничем  серьезным  этот  роман  не  окончился. В следующем 1808 году Батюшков
принял  участие  в войне со Швецией, по окончании которой вышел в отставку и
поехал  к  родным  (1809 г.), но не к отцу, а в село Хантоново, Новгородской
губернии,  где  жили и хозяйничали его старшие сестры. Это было вызвано тем,
что  еще  в  1807 году Николай Львович вступил во второй брак, а так как его
взрослые  дочери не хотели жить вместе с мачехой, то переселились в деревню,
которая им досталась по наследству от матери.
     В  деревне  Константин Николаевич скоро начал скучать и рвался в город:
впечатлительность  его  сделалась  почти  болезненною,  все  больше и больше
овладевала им хандра, и предчувствие будущего сумасшествия.
     В  самом  конце  1809 года Батюшков приехал в Москву и скоро, благодаря
своему  таланту,  светлому уму и доброму сердцу, сыскал себе добрых друзей в
лучших  сферах  тогдашнего  московского  общества.  Из  тамошних литераторов
наиболее сблизился он с В. Л. Пушкиным, В. А. Жуковским, кн. П. А. Вяземским
и Н. М. Карамзиным. Эти новые друзья настолько привязали Батюшкова к Москве,
что,  не смотря на увещания петербургских друзей и недостаток средств, он не
хотел  оставить  "столицы  русского  дворянства", как ее называл Карамзин, и
ехать  в  Петербург,  чтобы  там выхлопотать себе государственную должность,
которая  дала  бы  ему материальное обеспечение. Годы 1810 и 1811 прошли для
Батюшкова  отчасти  в  Москве,  где  он  приятно  проводил  время, отчасти в
Хантонове, где он хандрил. Наконец, получив отставку от военной службы, он в
начале  1812  года  отправился  в Петербург и при помощи Оленина поступил на
службу  в  Публичную  Библиотеку; жизнь его устроилась довольно хорошо, хотя
его  постоянно  тревожила мысль о судьбе его семейства и его самого: скорого
повышения по службе нельзя было ожидать, а хозяйственные дела шли все хуже и
хуже. Не забывая своих московских друзей, Батюшков сделал новые знакомства в
Петербурге  и сблизился с И. И. Дмитриевым, А. И. Тургеневым, Д. Н. Блудовым
и Д. В. Дашковым.
     Между   тем   армия   Наполеона  вступила  в  пределы  России  и  стала
приближаться  к  Москве.  Батюшков  отправился  туда,  чтобы проводить вдову
Муравьеву  в  Нижний Новгород. Затем он снова поступил на военную службу и в
качестве адъютанта генерала Раевского вместе с русской армией совершил поход
1813-14 г., окончившийся взятием Парижа. Пребывание заграницей имело большое
влияние   на   Батюшкова,   который  там  впервые  познакомился  с  немецкой
литературой  и полюбил ее. Париж и его памятники, библиотеки и музеи тоже не
прошли   бесследно   для  впечатлительной  натуры  Батюшкова;  но  скоро  он
почувствовал  сильную  тоску  по  родине  и,  посетив  Лондон, возвратился в
Петербург.  Но  тут,  помимо  служебных  неприятностей,  его ждала серьезная
неудача;  он  влюбился  в  жившую  у Олениных молодую девушку Анну Федоровну
Фурман,  которая,  однако,  не  ответила  Батюшкову  таким  же  чувством. Со
страшным  отчаянием  в душе он уехал на службу в Каменец-Подольск, где стоял
его  полк. Через год он окончательно бросил военную службу, поехал в Москву,
затем  в  Петербург, где сделался членом Арзамаса и вошел в близкие сношения
со  всем  этим кружком и в особенности с Пушкиным, который называл его своим
учителем. В 1818 г. Батюшков достиг давно желаемой цели: он был определен на
службу в неаполитанскую русскую миссию. Поездка в Италию была всегда любимою
мечтою  Батюшкова,  но  отправившись  туда,  он почти сейчас же почувствовал
невыносимую  скуку,  хандру  и  тоску.  К 1821 году ипохондрия приняла такие
размеры,  что  он  должен  был оставить службу и Италию. В 1822 расстройство
умственных способностей выразилось вполне определенно и с тех пор Батюшков в
продолжение  34  лет мучился, не приходя почти никогда в сознание, и наконец
скончался 7 июля 1855 года в Вологде; похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре,
в  5  верстах  от  Вологды. Еще в 1815 году Батюшков писал Жуковскому о себе
следующие  слова:  "С  рождения  я имел на душе черное пятно, которое росло,
росло  с  летами  и  чуть  было  не зачернило всю душу"; не предвидел бедный
поэт, что пятно не перестанет расти и так скоро совсем помрачит его душу.
     Литературное   наследство   Батюшкова   распределяется  на  три  части:
стихотворения,  прозаические  статьи  и  письма.  Первые  опыты  Константина
Николаевича  относятся  к  1802,  когда  он  написал  стихотворение "Мечта".
Стихотворения   первого   переда  литературной  деятельности  Б.  проникнуты
эпикуреизмом   и  носят  на  себе  довольно  ясный  отпечаток  беззаботной и
свободной  жизни,  которую  тогда  вел Батюшков в Петербурге: к таким стихам
принадлежат: "Послание к стихам моим", "Послание к Хлое" и "Послание к Н. И.
Гнедичу", где автор описывает другу, как он проводит время, "Совет друзьям",
развивающий  мысль  о мирном наслаждении жизнью среди веселий и забав, мешая
мудрость  с  шутками  и  др. К 1808 году относится первое близкое знакомство
Батюшкова  с  Торкватом  Тассом, "Освобожденный Иерусалим" которого Батюшков
начал  тогда  переводить.  К  1809  году  относятся первые опыты Батюшкова в
прозе,   а  именно:  "Отрывок  из  писем  русского  офицера",  "Финляндия" и
"Похвальное   слово   сну".   В  1809  и  1810  годы  Батюшков  написал  ряд
стихотворений, в которых он подражал Парни, Тибуллу, Петрарке и Касти. Тогда
же  написано  им  "Видение  на  берегах Леты", где осмеиваются представители
старой  литературной  школы;  эта сатира наделала много шума в Петербурге. В
1811  году  написано  жизнерадостное стихотворение "Мои пенаты", посвященное
Жуковскому   и  кн.  Вяземскому.  В  1813  году  является  "Певец  в  беседе
Славянороссов",  эпико-лиро-комико-породический  гимн  - шутливое подражание
"Певцу  в стане русских воинов" Жуковского. Патриотическое чувство Батюшкова
выразилось  в  стихотворении  "Переход  русских  через  Рейн". Упадок духа и
глубокая скорбь отвергнутой любви высказываются в "Воспоминаниях" (1815 г.);
около  этого  времени  произошел  в Батюшкове поворот в сторону пессимизма и
Шатобриановского  разочарования  жизнью,  от  которого Константин Николаевич
искал  убежища  в  религиозном  чувстве.  К 1815 году, кроме "Воспоминаний",
относятся  еще  следующие  стихотворения, в которых обнаруживается тогдашнее
душевное   настроение   Батюшкова:   "Послание  И.  Л.  Муравьеву-Апостолу",
"Странствователь   и   домосед",   "Разлука",  "Пробуждение",  "Мой  гений",
"Последняя весна", "Надежда" и "К другу".
     Важнейшею  эпохой  поэтического  творчества  Батюшкова были годы 1816 и
1817, когда тридцатилетний поэт достиг высшей степени совершенства в отделке
стиха,   ближе   познакомился   с   немецкой,   французской,   итальянской и
древне-классической  литературами, когда болезнь еще не помрачила его мысли,
придавая  ей только элегический оттенок. Прекраснейшим выражением тогдашнего
течения   творчества   Батюшкова  был:  "Умирающий  Тасс".  К  числу  лучших
стихотворений  Батюшкова  принадлежит  также "Тень друга", посвящение памяти
Петина  и  переделка  из  Матисена:  "На  развалинах  замка в Швеции". Черты
северной  поэзии  Батюшков  воспроизвел  в "Песне Гаральда Смелого". Главная
заслуга  Батюшкова  заключается  в  том,  что  вместе  с Жуковским он придал
русскому  стиху  гармоническую красоту, легкость и выразительность. Они оба,
т.  е.  Батюшков  и  Жуковский, своими сочинениями проложили дорогу Пушкину,
Лермонтову  и  всем  следующим  за  ними  русским поэтам; это сознавал и сам
Пушкин,  который называл Батюшкова своим учителем. Из прозаических сочинений
Батюшкова  наиболее  замечательны:  "Речь о влиянии легкой поэзии на язык" и
"Нечто  о  морали,  основанной  на религии". В первый раз собрание сочинений
Батюшкова  появилось  в  свет  в 1817 году, под названием: "Опыты в стихах и
прозе".  2-е  и  3-  е издания относятся к 1834 и 1850 гг. Полное же издание
всех  его  сочинений  вышло  в Петербурге в 3 томах в 1887 г. Издатель П. Н.
Батюшков присоединил к этим сочинениям обширную статью "О жизни и сочинениях
К.   Н.  Батюшкова",  написанную  Л.  Н.  Майковым  и  кроме  того  обширные
примечания,  составленные  Л.  Н.  Майковым и В. И. Саитовым. Том I занимают
вступление и стихотворения, II - прозаические статьи, III - письма.



   Константин Батюшков.
Константин Батюшков.